[греч. ̀ρδβλθυοτεΑννα Κομνηνή] (2.12.1083 - ок. 1153 или 1154), дочь визант. имп. Алексея I Комнина и Ирины Дукены, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.), полководца и писателя. Автор исторического сочинения о времени правления ее отца, озаглавленного в его честь «Алексиада» (̓Αλεξιάς). 15 книг охватывают период с 1069 по 1118 г. Основное внимание А. К. уделяет событиям внешне- и внутриполитической жизни Византии - войнам, мятежам, перипетиям придворной жизни. «Алексиада» писалась уже после смерти Алексея I Комнина, когда, потерпев неудачу в попытке возвести на престол своего мужа Никифора Вриенния, А. К. была вынуждена удалиться в мон-рь и провести там оставшуюся часть жизни. В сочинении прослеживается враждебность к правившим после Алексея брату А. К. Иоанну II и племяннику Мануилу I: создавая лит. памятник отцу, она противопоставляет его героический образ недостойным потомкам. Антизап., и антилат. позиция писательницы, критика астрологии - все это являлось проявлением оппозиционных настроений по отношению к Мануилу, увлекавшемуся астрологией и приблизившему к себе иноземцев. Историческую ценность сведениям А. К. придает живая непосредственность повествования очевидца событий, сохранившего в тексте свидетельства, почерпнутые из устных рассказов, в т. ч. и высших гос. чиновников, а также из документов, посланий и т. д. Это, в частности, касается событий 1-го крестового похода, описание к-рого у А. К. принципиально отличается от мемуаров зап. хронистов - участников похода. Если последние излагали события в апологетических тонах, то А. К., давая общую оценку важнейшему моменту средневек. истории, с удивительной проницательностью показывает неоднозначность этого явления. Она выделяет среди крестоносцев, с одной стороны, простых воинов, введенных в заблуждение, с др.- рыцарей, к-рыми двигала только страсть к наживе (напр., Боэмунд Тарентский). В отличие от зап. хронистов, обвинявших Алексея I Комнина в предательстве, якобы послужившем причиной их бед, А. К. ставит в вину латинянам коварство и нарушение собственных клятв, что и повлекло за собой несчастья как для крестоносцев, так и для самой Византии. Труд А. К. содержит уникальные свидетельства о еретических движениях, церковной политике, проблемах сохранения чистоты Православия в Византии XI в. Подробно описывается полемика Алексея I Комнина с павликианами в Мосинополе в дек. 1083 г., его акции по подавлению еретических движений в Филиппополе (VI 2), восстание «манихея» Травла (VI 4), излагаются основные моменты диспута с павликианами в Филиппополе в 1115 г. (XIV 8-9), рассказывается и о казни императором богомильского лидера Василия (XV 8-10). А. К. не вникает в богословские тонкости дискуссий, для нее еретики - орудие диавола, а борющийся с ними отец предстает 13-м апостолом. Записки А. К. существенно дополняют известные материалы о выступлении митр. Халкидонского Льва против Алексея I Комнина (V 2), биографию философа Иоанна Итала, обвиненного в ереси. Сведения о еретиках Ниле и Влахерните (X 1) мы узнаем только из мемуаров А. К. Она не раз заверяет читателей в своей верности Православию, свободно цитирует Свящ. Писание, первопричиной всех событий считает Божию волю и Промысел (πρόνοια). Этим воззрениям не мешает глубокое пристрастие писательницы к «эллинской мудрости», античной лит-ре и философии, почитание Платона и Аристотеля и использование категорий судьбы (τύχη) и природы (φύσις) в объяснении миропорядка и поступков героев. Классическое образование, проявляющееся в стиле и языке (аттикизм) писательницы, в следовании традициям древних историков, в частом и умелом цитировании классических авторов, активная позиция женщины с проницательным умом, черпавшей свои сведения «из первых рук», находясь в центре придворной политики, редкое писательское мастерство автора ставят произведение А. К. в ряд лучших памятников визант. словесности.